Хочу рассказать о своем личном опыте воспитания ребенка. Услышав по радио беседу о воспитании детей, узнала (мне было тогда чуть больше 20 лет), что полученные ребенком знания до трех лет – самые «стойкие». И ведь действительно же, услышав раз, ребенок ни за что не перепутает кошку с собакой, а тем более «мяу» или «ав» - к кому они относятся.
Мы с мужем воспитывали сына, играя, т.е. все новое, о чем узнавал ребенок, он получал из игры. Ребенок и игра — понятия неразделимые: ребенком мы считаем того, кто только и делает, что играет, а игра для него дело несерьезное, детское… "Дочки-матери", "посещение врача", "приход гостей", "покупка продуктов в магазине"- это чуть позже, когда ребенок уже будет осмысленно воспринимать окружающее. А ведь можно начать играть и раньше.
Как мы развивали своего ребенка
- Так вот, родив сына, после 6 месяцев стала показывать ему буквы и называть их. Что интересно, начав ползать, Сережка, находил эти буквы, подавал ту, какую попросишь, еще не умея говорить. К 10 месяцам сын знал весь алфавит.
- Читая сказки, просила Сергея посчитать, сколько в этой строчке, например, букв «м». Мы брали счётные палочки и откладывали палочек столько, сколько в строке встретилось этих букв, постоянно, называя: «одна», «две» и т.д. Выходя гулять, мы не просто шли по лестнице, а обязательно считали вслух ступеньки. Очень быстро научились считать до десяти.
- В три года сын сказал, «мама, мне скоро в школу, научи меня читать». Я сделала карточки – все слоги с гласной «а» и все слоги с гласной «о».
Выучить слоги, оказалось легко. Я сначала просила дать мне тот или иной слог, потом мы искали в тексте этот слог. Интерес повышался, если одинаковых слогов было в одной строчке несколько.
Через два дня мы уже изменили игру. Какой восторг был у ребенка, когда к карточке «ра» впереди подставили букву «у» из магнитной азбуки. «У – ра», - прочитал трехлетний ребенок по слогам медленно и уже с криком радости, что он понял, повторил: «мама, ведь это же ура!». С еще большим желанием получили новые слова «сон», «гол», «ухо» и другие. Счастье видеть радость в глазах маленького ребенка! У сына получается! Вот он сам взял газету и стал искать слова со знакомыми слогами. И каждое новое прочитанное слово вызывало у сына восторг.
Меня очень удивляет, почему многие родители говорят, что их ребенок не хочет учить буквы. Или такая фраза: «Я не могу заставить учить буквы». Заставить точно нереально. Но играть-то ребенок любит. Немного фантазии – и все получится. Но уж не так «перестань играть, пойдем учить буквы». Исследования психологов показали, что причиной школьных проблем многих детей, их плохой успеваемости стало как раз то, что в дошкольном возрасте ребенок "недоиграл" или вообще был лишен такой возможности.
Поэтому, товарищи взрослые, создайте условия для детской игры! Рядом с играющим ребенком обязательно должен быть умный взрослый. На каком-то этапе вам необходимо будет составить ему компанию, а на каком-то вы должны отойти в сторону. Не навязывайте годовалому малышу свои правила — вы уверены, что пирамидку надо собирать, а он считает, что её надо грызть и катать. Ваша настойчивость только оттолкнет его от игры. У вас есть много возможностей, чтобы вызвать интерес у вашего ребёнка.
Провожая ребенка утром в садик, мы придумали такую игру: «с какой буквы начинается слово». Я называла слово, а Сергей пытался отгадать, с какой буквы начинается это слово. Если бы оно было написано, было бы легче, а вот на слух – труднее.
Этих игр хватило на 3 месяца. Сыну нравилось играть. Он сам стал писать слова. А потом нам читал. Сам научился «работать» со всеми остальными слогами. Всё получалось, но в какой-то момент этих знаний стало мало. Решили читать, как сын сказал: «сложные слова» - слова, в которых 2, 3 ,4 слога. Но оказалось это нелегко. «Ко»-«ро»-«ва», Назвав первый слог, потом второй, да в промежутке еще мы похвалим, результатом оказывалось совершенно неожиданное слово «собака». Мы не понимали, что делать. И сын расстраивался: «Вчера же было правильно «собака», а сегодня – нет. Читает, например, «га»-«ло»-«ша», а потом вдруг «молоко». Но стоило грубо, резко или невнятно отозваться о его “взрослых” инициативах, и они могли бы исчезнуть навсегда вместе с нашими надеждами на самостоятельность ребенка. Поэтому, какой бы причудливой ни была его задумка, сначала похвалите, эмоционально поддержите ее, а уже потом тактично объясните, почему не получилось. Обратившись к учителям начальной школы, узнала, что нельзя прерывать ребенка, даже похвалой, а ему нужно «тянуть» слоги. И тогда у нас с сыном всё получилось.
После этого мы начали читать всё, что попадалось: газеты, рецепты, вывески, объявления и, конечно же, книги. А было ему всего 3 года 4 месяца.
Первое предложение, прочитанное малышом. В предисловии к Букварю он прочитал: « До-ро-ги-е ма-мы», остановился, посмотрел на меня, потом на Букварь и спросил: «Я не понял, там, что мамы продаются?» Этот вопрос – не глупость, сказанная, не подумав, а огромный плюс, так как ребенок не только читал, он одновременно пытался понять смысл прочитанного. Теперь, научившись читать, пусть медленно, по слогам, но сам. Он считал себя уже взрослым. Читал запоем и вслух. Это и все сказки Корнея Чуковского, и стихи Агнии Барто, и «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Сельма Лагерлёф, и «Малыш и Карлсон» Астрид Линдгрен, и «Кот в сапогах» Шарля Перро, и народные сказки.
В детском саду сыну к празднику уже к четырем годам давали учить стихи, написанные печатными буквами. И он учил сам. Здорово! Но, когда рассказывал, ощущение было, что он сфотографировал текст; первое время он даже называл словами «запятая», «точка». Впоследствии, в школьных диктантах, изложениях, сочинениях Сергей не делал орфографических ошибок. «5» за грамотность по русскому языку. Учителя русского языка говорили, что это грамотность «от бога», а я считаю, что большое количество прочитанных детских книг. Это зрительная память.
К четырем годам сын развлекал себя сам. Неделю занимался конструктором, неделю раскрашивал карандашами, красками, неделю читал, неделю писал письма. Да, писал сам печатными буквами несколько предложений. Например, «У меня всё хорошо, хожу в садик. Мама, папа и деда Серёжа работают. Баба Лиза болеет». Я запечатывала в конверт, отправляли родственникам. А когда на имя сына приходил ответ, то желание писать «письма» становилось еще больше.
Расскажу еще интересный случай. Как-то пришла в садик забрать ребенка домой, а он просит дать ему лист бумаги и ручку. Любимая воспитательница Наталья Ивановна лежит в больнице, а в выходной к ней собираются идти навестить. Вот он и решил написать ей записку. Представьте реакцию воспитателя детского сада, которой в больницу принесли записку, написанную четырехлетним ребенком:
«Наталья Ивановна. Не болей, выздоравливай. Я тебя люблю! Сергей». Это многого стоит. Нельзя заставить это написать, это только любовь может подсказать совершить такой поступок.
На одном из занятий в детском саду, воспитатель показала букву «з», ребята стали называть слова на эту букву, а сын сказал, что цифра «3» и буква «З» пишутся одинаково. Воспитательница похвалила сына. Это очень важно.
В шесть лет мне сын заявил, что больше не хочет читать. Я напугалась и, решив изменить привычную обстановку, отдала ребенка в первый класс. Рано? Я не жалею. Однажды на собрании в первом классе учитель Лада Александровна сказала, что восемь человек (фамилии детей не назвала) не выучили стихотворение. Велела дома посмотреть оценки в дневниках. Я была уверена, что сын не выучил, так как я не слышала об этом задании вчера. Увидев меня, сын сам показал мне дневник с оценкой «5». Я очень удивилась, мол, почему я не знала об этом стихотворении, а сынуля ответил: «Но зачем, ведь это мне задали».
Так он и проучился 10 лет в школе и вот уже закончил университет. Всё сам. Самостоятельность, привитая в детстве, дала свои плоды. «Основные ошибки взрослых в воспитании детской самостоятельности в раннем возрасте – это две прямо противоположные тактики: гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий. В первом случае у него развивается инфантилизм, во втором – синдром беспомощности. Первое возникает в ответ на активное подавление взрослым инициатив ребенка. А второе – это еще более глубокая задержка в развитии самостоятельности.»1 Особо грубые формы задержки свойственны детям, которые с раннего возраста воспитывались в детских домах, круглосуточных группах детского сада и т.д. Я учителем работаю вот уже 23 года. Нередко слышу от родителей, что вместе делаем уроки. Это оправданно, если ребенок задал конкретный вопрос по домашней работе. Но если уже в начальной школе без мамы сын или дочь не сядут за уроки, подумайте, что вы будете делать в дальнейшем, когда и количество предметов увеличится, и объем домашнего задания тоже. Не надо портить детей гиперопекой. Это не помощь, это только вред. Чтобы дети росли самостоятельными, надо давать им возможность делать то, что они умеют... Не бояться ошибок, не сидеть над душой с уроками, не собирать портфель в школу, сумку в садик... Да, будут забытые вещи, неправильно сделанные задания, но ребенок за все будет отвечать сам... И у родителей будет все меньше и меньше поводов вмешиваться... Тогда к 15 годам, к окончанию школы с ребенком можно будет разговаривать, как со взрослым, понимающим, ответственным человеком... Желаю удачи в воспитании!